Информация о состоянии законности и прокурорского надзора за соблюдением законодательства о защите прав предпринимателей в сфере охраны окружающей среды и природопользования
В 2015 году Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой надзор за соблюдением законодательства о защите прав субъектов предпринимательс тва строился исходя из особенностей, установленных законодателем. Вместе с тем нарушения указанного законодательства выявлены практически во всех поднадзорных контролирующих органах Самарской области.
В ходе прокурорских проверок в деятельности уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления выявляются нарушения, в том числе при принятии правовых актов, ущемляющих права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
Типичными являются нарушения порядка оформления результатов проверки, не принятие мер по взысканию причиненного окружающей среде ущерба, имеют место факты нарушения при планировании работы, а также при нормативном регулировании данной сферы отношений.
При нормативном регулировании общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользован ия органами государственной власти области и органами местного самоуправления допускались нарушения закона, которые ограничивали права субъектов предпринимательс кой деятельности, устанавливали дополнительные, не предусмотренные федеральным законом требования.
В ходе проведенной прокуратурой ревизии нормативных правовых актов органов местного самоуправления выявлено 40 правовых актов органа местного самоуправления (37 из них - административные регламенты), противоречащих требованиям действующего законодательства , которые опротестованы.
Типичными нарушениями, допускаемыми органами местного самоуправления, являлись ограничение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , в ряде случаев в Административных регламентах, положения, определяющие права лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, вовсе отсутствовали, имели место случаи возложения дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены федеральным законодательство м.
Кроме того, в связи с внесенными 03.11.2015 года изменениями в Закон № 294-ФЗ, касающихся порядка межведомственног о взаимодействия государственных и муниципальных органов в ходе осуществления проверочных мероприятий, (вступают в силу с 01.07.2016 года, отдельные положения с 01.01.2017 г. и 01.07.2017 г.) прокуратурой в адрес 20 поднадзорных органов местного самоуправления (муниципальные районы и городские округа, имеющие самостоятельно разработанные административные регламенты по вопросам осуществления контроля в природоохранной сфере) Самарской области направлены информационные письма о необходимости проведения работы по приведению нормативной базы (положений и административных регламентов) в соответствие с внесенными изменениями в федеральное законодательство .
С целью ознакомления субъектов предпринимательс тва о внесенных изменениях прокуратурой направлена информация для размещения в средствах массовой информации.
Органами контроля в Самарской области (всех уровней) в текущем году допускались нарушения требований законодательства при издании распоряжений о проведении проверочных мероприятий, выдаче предписаний.
Так, в отсутствие на то оснований Управлением Россельхознадзор а по Самарской области было издано 3 распоряжения о проведении внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей исполнения вынесенных в ходе рассмотрения административных дел представлений об устранении условий и причин совершения правонарушения. По принесенным протестам незаконные распоряжения отменены, виновное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ (самоуправство).
Аналогичные нарушения выявлены в деятельности контролирующих органов муниципальных образований г.о. Самара, м.р. Волжский, м.рАлексеевский)
Допускались нарушения при привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности (нарушение компетенции при рассмотрении протоколов по 8.41 КоАП РФ, не выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административног о дела).
Имел место случай не представления органом местного самоуправления копии акта проверки в прокуратуру, составленного по итогам внеплановой выездной проверки, согласованной с органами прокуратуры. Виновное должностное лицо привлечено по постановлению прокурора к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (м.р. Волжский).
Наиболее существенными нарушениями (в деятельности федеральных органов контроля) в 2015 году явились факты несоблюдения установленного порядка ведения Единого реестра проверок.
Так, с 01.07.2015 г. вступили в силу положения ст. 13.3 Закона № 294-ФЗ в части включения информации о проверках в Единый реестр проверок федеральными органами контроля.
Информация о проводимых федеральными органами проверках с указанного срока размещается на специализированн ом сайте (https://proverki .gov.ru) в информационно-те лекоммуникационн ой сети «Интернет».
Вместе с тем, ходе проведенной в августе прокуратурой сверки данных Единого реестра проверок и фактически проведенных проверок в Управлении Россельхознадзор а по Самарской области установлено, что в отношении 4 проведенных должностными лицами Управления проверок индивидуальных предпринимателей сведения в Единый реестр проверок внесены не были. В этой связи прокуратурой возбуждено 8 дел об административном правонарушении по ч.2 ст. 13.27 КоАП РФ. Общая сумма штрафа по постановлениям суда, вынесенным по итогам рассмотрения постановлений прокурора, составила 24 тысячи рублей.
Положения вышеуказанной статьи в части присвоения учетного номера проверкам и включения в единый реестр проверок информации о проверках применяются в отношении проверок, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), с 1 июля 2016 года, в отношении проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, с 1 января 2017 года.
Распространены нарушения требований федерального законодательства при согласовании органами муниципального контроля заявлений о проведении внеплановых проверок.
Всего за истекший период 2015 года в Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило 25 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок, из которых по 10 заявлениям проверка согласована и в отношении 15 – вынесен отказ в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
Типичными нарушениями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки явились отсутствие оснований для проведения данной проверки, несоблюдение требований к оформлению решения, проведение проверки в нарушение предоставленных полномочий.
Анализ проектов планов проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контролирующих органов Самарской области на 2016 год показал, что большое количество запланированных к проверке в 2016 году проверочных мероприятий подлежали исключению из вышеуказанного плана, поскольку не соответствовали требованиям ст. 26.1. Закона № 294-ФЗ, устанавливающей ограничении по проверкам субъектов малого бизнеса.
Так, в плане Департамента ветеринарии Самарской области выявлено 315 таких проверок, в плане Управления Россельхознадзор а по Самарской области – 182. Подобного рода недостатки выявлены при проверке проектов планов проверок, подготовленных органами местного самоуправления (г.о. Кинель – 2, г.о.Чапаевск – 4, м.р. Пестравский- 1, м.р. Приволжский – 11, м.р. Ставропольский – 2, м.р. Шигонский – 2).
Наиболее распространенным и нарушениями при формировании планов проверок на 2016 год явились факты неправильного внесения сведений в план о наименовании юридического лица/индивидуаль ного предпринимателя, неправильное указание ИНН и ОГРН, формата даты проверки.
Факты нарушения прав субъектов предпринимательс тва вскрывались и в результате рассмотрения обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
По итогам выявлялись нарушения как порядка рассмотрения обращений граждан, так и порядка проведения проверочных мероприятий. Виновные лица судом по постановлениям прокурора привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ (г.о. Самара) и ст. 19.6.1 КоАП РФ (г.о.Самара, г.о. Чапаевск) соответственно. Выявлены факты нарушения установленного порядка проведения проверочных мероприятий, в связи с чем виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности по постановлению прокурора по ст. 19.1 КоАП РФ (м.р. Нефтегорский) (самоуправство).
Наряду с проверочными мероприятиями проводится превентивная работа в указанной сфере, активно осуществляется работа по освещению состояния законности и разъяснению изменений в действующем законодательстве в средствах массовой информации, трудовых коллективах и общественных организациях.
Для контролирующих органов и представителей бизнеса данная информация доступна на сайтах органов местного самоуправления и Уполномоченного по правам предпринимателей в Самарской области и сайте Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Информация направляется для сведения.
Самарская межрайонная
природоохранная прокуратура