Печать

Социальные льготы инвалидов

В соответствии с Федеральным законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды имеют право на следующие льготы:
- бесплатное получение лекарственных средств (важное замечание: «по рецептам врачей») и средств медицинской реабилитации (только по медицинским показаниям);
- бесплатно выдаются путевки в санатории (с учетом медицинских показаний) детям-инвалидам и лицам, их сопровождающим, органами здравоохранения по месту жительства или фондом социального страхования;
- бесплатно выдается прогулочная (дорожная) кресло-коляска (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида разработанной федеральным государственным учреждением МСЭ);
- для ухода за детьми-инвалидами одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению;
- одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида, предоставляется выдача листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;
- право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) городского и пригородного сообщения. Указанная льгота распространяется на родителей, опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами;
- право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно (льгота распространяется на лицо, сопровождающее ребенка-инвалида);
- право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденных Правительством РФ (дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, не считается излишней и оплачивается в одинарном размере);
- 50-процентная скидка с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
- прием вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, если по заключению МСЭ обучение в данном учебном заведении ему не противопоказано.
Материальное обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия и др. выплаты).
В настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику в отношении детства.
Дети-инвалиды являются одной из наиболее маргинализированных и изолированных в социальном плане групп детей. Постоянное нарушение прав детей инвалидов ведет к утрате им человеческого достоинства, не позволяя реализовать свою индивидуальность!
Дети инвалиды сталкиваются с дискриминацией во всех аспектах своей жизни. Она возникает не в силу самой объективной природы инвалидности, а скорее в силу коренившейся практики социального отчуждения, являющийся следствием решительного неприятия различий, нищеты, социальной изоляции, а также неадекватности системы оказания услуг и поддержки.

Специальные положения касающиеся прав детей-инвалидов, были сформулированы в Конвенции о правах ребенка. Она запрещает дискриминацию детей по причине состояния здоровья (ст. 2), а также вводит обязательство заботиться о детях-инвалидах в целях обеспечения наиболее полного вовлечения ребенка в социальную жизнь (ст. 23).
Детям посвящена также одна из статей Конвенции о правах инвалидов (ст. 7), в которой говорится о том, государства обязаны обеспечить реализацию всех прав детей-инвалидов наравне с другими детьми, действовать в их высших интересах и обеспечить реализацию их права на то, чтобы быть услышанным и серьезно воспитанным.
Одним из принципов Конвенции о правах инвалидов (ст. 3) закреплено уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность, а также предусмотрено общее обязательство государств (пункт 3 ст. 4) консультироваться с детьми через представляющие их организации при разработке соответствующего законодательства и стратегий.