Печать

В чем заключается профилактическая работа участкового с лицами, страдающими таким заболеванием, как наркомания?

Комментирует ситуацию прокурор Челно-Вершинского района Александр Чалбышев.
 
Наркотическая зависимость ежегодно приводит к гибели или инвалидности большое количество людей. Согласно данным официальной статистики, только в 2020 году в России насчитывалось около 460 тысяч наркозависимых граждан, состоящих на учете. При этом подавляющее большинство из них составляют граждане в возрасте от 20 до 39 лет.
Участковыми уполномоченными полиции ежегодно контролируется около 160 тысяч наркоманов. Однако стоит отметить, что на профилактическом учете в органах внутренних дел состоит менее половины лиц, больных наркоманией, состоящих на учете в органах здравоохранения.
Индивидуальная профилактическая работа с вышеуказанной категорией граждан, является стратегически важной. В основном данная работа зависит от эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции, которые обязаны выявлять лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, и уделять особое внимание информации, полученной в отношении этой категории лиц
 
Вопрос № 1. Какие меры должен предпринимать участковый уполномоченный при проведении профилактической работы с наркозависимыми лицами?
 
На сотрудников органов внутренних дел законодательством возлагается обязанность участия в наблюдении за лицами, больными наркоманией и представляющими угрозу для окружающих, в целях предупреждения ими преступлений и административных правонарушений.
Помимо этого, сотрудники полиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализированному лицу и его осмотра.
Кроме того, участковый уполномоченный полиции обязан выявлять притоны для незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также выявлять лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги.
Во исполнение общепрофилактических задач участковый уполномоченный полиции, в частности, должен изучать и анализировать складывающуюся на административном участке оперативную обстановку, в том числе:
места хранения наркотических средств и психотропных веществ, а в сельской местности – места произрастания дикорастущих и культурных растений, содержащих наркотические средства;
население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения;
использовать в целях более полного изучения оперативной обстановки на административном участке информацию, полученную в результате личного наблюдения, общения с населением, рассмотрения жалоб, заявлений и сообщений, данные статистической отчетности, оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных учетов, другие сведения, имеющиеся в органе внутренних дел;
Профилактическое воздействие непосредственно участковыми уполномоченными полиции на категории граждан, состоящих у них на профилактическом учете, может осуществляться в следующих формах:
Проведение профилактических бесед с лицами, состоящими на профилактическом учете;
Наблюдение за поведением лиц, состоящих на профилактическом учете, их образом жизни, кругом общения;
Опрос родственников лиц, состоящих на профилактическом учете, их соседей и других лиц;
Применение мер административного принуждения к лицам, состоящим на профилактических учетах и нарушающим законодательство Российской Федерации.
 
Вопрос № 2. С какими проблемами профилактического воздействия в отношении наркозависимых правонарушителей сталкиваются сотрудники полиции?
 
К числу наиболее значимых проблем профилактического воздействия в отношении наркозависимых правонарушителей можно отнести следующее:
Отсутствие законодательно закрепленного единообразного порядка применения и осуществления наблюдения в отношении лиц, нуждающихся в лечении от наркомании;
Отсутствие должного наблюдения за лечением наркозависимых лиц, состоящих на учете в наркологическом учреждении. При этом если больной наркоманией снимается с диспансерного учета в силу невозможности обеспечить его осмотр, то теряются основания его нахождения на профилактическом учете в органах внутренних дел, осуществляемом участковым уполномоченным полиции;
Не предоставление медицинскими организациями информации о находящихся на диспансерном учете больных наркоманией со ссылкой на врачебную тайну согласно Федеральному закону «Об основах здоровья граждан Российской Федерации». При этом медицинские работники не учитывают исключения, позволяющие предоставлять такие сведения.
 
Вопрос № 3. Какие существуют основания для снятия лица с профилактического учета и прекращения индивидуальной профилактической работы?
 
Основаниями для снятия лиц с профилактического учета и прекращения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, в территориальных органах МВД России, отделах (отделениях, пунктах) полиции являются:
1. Окончание (истечение) сроков нахождения на профилактическом учете;
2. Осуждение к лишению свободы и направление к месту отбывания наказания;
3. Прекращение противоправного поведения, когда поведение и образ жизни лица, состоящего на профилактическом учете, не нуждаются в дальнейшем наблюдении;
4. Прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках МВД России, воинских формированиях и органах;
5. Признание гражданина безвестно отсутствующим (умершим) по решению суда;
6. Смерть гражданина;
7. Иные основания, установленные законодательством Российской Федерации.
 
Если же Вы стали пострадали от противоправных действий лица, страдающего наркоманией, то необходимо обратиться за помощью в прокуратуру района, расположенную по адресу: Самарская область, Челно-Вершинский район, с. Челно-Вершины, ул. Проломная, 13. Контактный телефон 8-846-51-2-27-73.